Известия,
19 сентября 2011 г.
Терминалы Шереметьево защищаются от терроризма и диверсий
1526 просмотров
ОАО «Терминал» — управляющая компания терминала D аэропорта Шереметьево, из которого выполняют полеты «Аэрофлот» и его партнерские авиакомпании, — решило застраховаться на случай терактов и диверсий.
К концу недели должны быть подведены итоги конкурса по выбору компании, которая застрахует гражданскую ответственность при эксплуатации терминала D. Лимит страховой ответственности определен в $75 млн, из них $25 млн — лимит ответственности в случае диверсий и терактов. Новый страховой договор на год должен вступить в силу с 1 октября. Его стоимость не должна превысить 9 млн рублей.
Договором гражданской ответственности страхуются интересы аэропорта, связанные с его обязанностью возместить вред, нанесенный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а также владельцу авиатехники в результате гибели, утраты или повреждения его воздушного судна. В прежний договор с «Ингосстрахом» риски терроризма не включались.
Впервые проблема страховой незащищенности российских аэропортов возникла в августе 2004 года, после двух терактов на борту российских лайнеров, вылетевших из Домодедово. Если бы было доказано, что теракты можно было предотвратить, но служба безопасности аэропорта не справилась со своими обязанностями, могла наступить ответственность аэропорта.
В ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (управляет всеми терминалами, кроме D), посмотрев на конкурента, чуть не столкнувшегося с большими проблемами, с 2005 года стали страховать риски терроризма. Лимит ответственности перед третьими лицами при страховании рисков терроризма составляет в Шереметьево $50 млн. Такой уровень покрытия — общепринятая норма, пояснили «Известиям» в Шереметьево. В этом году страховщиком аэропорта выступает «Альфастрахование», а общий лимит ответственности по договору составляет $500 млн. Риски диверсии пока в договор не входят, но в следующем году могут войти и они, говорят в компании.
Страхование гражданской ответственности на сегодня добровольное дело каждого аэропорта, как, впрочем, и любого другого объекта транспорта. Исключение составляют лишь воздушные суда, собственники которых, согласно Воздушному кодексу, обязаны страховать ответственность за вред, который может быть нанесен жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. В Минтрансе «Известиям» сказали, что ведомство пока не планирует вводить обязательное страхование гражданской ответственности на объектах транспорта.
Страхование гражданской ответственности в случае терактов — пока вообще редкость в российских аэропортах. В январе этого года в зале международных прилетов Домодедово прогремел взрыв, в результате которого погибли десятки людей. Тогда обнаружилось, что договор страхования гражданской ответственности, заключенный аэропортом с СК «Альфастрахование» с лимитом выплат в размере $150 млн, не имел страховой защиты в случае совершения теракта. Будет ли аэропорт включать эти риски в условия нового договора страхования, который будет заключаться в декабре, в пресс-службе аэропорта «Известиям» уточнить не смогли.
Многие аэропорты страхуют лишь порчу или потерю своего имущества, но опять-таки без учета риска терактов. Хотя тот же Шереметьево, например, страхует свое имущество от всех видов риска, включая терроризм. Лимит ответственности в случае теракта составляет 3,5 млрд рублей. Страховщиками выступают две компании — ЗАО МАКС и СОГАЗ. Имущество терминала D Шереметьево также застраховано практически от всех рисков. Лимит покрытия рисков терроризма (если причинен ущерб имуществу) составляет $250 млн. Страхователем выступает «Росгосстрах».
Практически во всех опрошенных «Известиями» компаниях не очень охотно комментируют вопросы, связанные со страхованием. Во Внуково, например, от комментариев отказались.
Генеральный директор «Базэл Аэро» (оператор аэропортов в Сочи, Краснодаре, Геленджике, Анапе, Ейске) Сергей Лихарев рассказал «Известиям», что компания подготовила комплексную программу, которая включает страхование гражданской ответственности владельцев аэропортового комплекса, добровольное страхование имущества, а также все возможные риски при форс-мажорных ситуациях, включая теракты.
— После утверждения параметров программы на совете директоров в ближайшее время будут объявлены конкурсы по выбору страховой компании, — говорит топ-менеджер.
То, что аэропорты не спешат страховать свою гражданскую ответственность в случае терактов, можно объяснить отсутствием прецедентов страховых выплат в таких случаях. По мнению некоторых экспертов страхового рынка, риски терроризма просто не могут покрываться договорами страхования ответственности аэропортов, поскольку ответственность за теракты несет государство.
— Вопрос ответственности крайне сложен. Надо исследовать причинную связь между преступным умыслом и наступлением тяжких последствий, — считает заместитель председателя Национальной ассоциации воздушного права Борис Елисеев. — Если администрация аэропорта в полном объеме не обеспечила требования безопасности, находящиеся в ее компетенции, то это могло косвенно создать условия для беспрепятственного совершения теракта. И этот вопрос может быть разрешен только в суде.
Председатель Наблюдательного совета Российского антитеррористического страхового пула Александр Гульченко видит и другие сложности. Если ответственность аэропорта будет перестраховываться на западном рынке, то при наступлении страхового случая стороны ждет длительный процесс урегулирования, который может занять месяцы и годы, говорит Гульченко.
Управляющая компания терминала D Шереметьево пытается избежать этих нежелательных проблем требованием к будущему страховщику обеспечить перестраховочную защиту в объеме не менее 50% в компаниях с рейтингом не ниже чем «А-» по международной шкале Standard and Poor's или аналогичных рейтингов Fitch или Moody’s.
Но, по словам Гульченко, у западных страховщиков и перестраховщиков на сегодня нет ни одного прецедента и опыта выплаты убытка по риску терроризм (по российским рискам). А последние два года иностранные страховые компании часто затягивают выплату страхового возмещения по договорам имущественного перестрахования.
— Пример — авария на Саяно-Шушенской ГЭС. До сих пор один из западных перестраховщиков судится с РОСНО. Этот случай признан перестраховщиками страховым, однако выплаты были произведены одним из них только частично. Идет затягивание времени, — говорит эксперт.
А как обстоят дела с другими объектами транспорта? В РЖД «Известиям» сообщили, что договоры страхования имущества объектов инфраструктуры (вокзалы, тоннели, мосты и др.) и подвижного состава, с включенной опцией защиты от терактов и диверсий, заключаются с 2005 года. Страховое покрытие ущерба, возникшего вследствие теракта или диверсии, по договорам страхования имущества самых крупных инфраструктурных сооружений составляет до 300 млн рублей. Железнодорожная монополия страхует и гражданскую ответственность, однако в эти договоры риски терактов пока не входят.
В пресс-службе Московского метрополитена «Известиям» сообщили, что пока не работают со страховыми компаниями. Соответственно риски терроризма там не защищены.
Когда речь заходит о терроризме, нельзя не вспомнить события 11 сентября 2001 года, когда атаке с воздуха подверглись башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Но в России не очень верят в повторение этих событий. Например, башня «Федерация» в Москве — одно из самых высокий зданий в Европе — не имеет страховки от терроризма, сообщили «Известиям» в компании-операторе. По словам Александра Гульченко, сейчас в России чаще всего террористические риски включаются в договоры страхования имущества и строительно-монтажных рисков. Примеры страхования российскими компаниями рисков гражданской ответственности с опцией защиты от терроризма — единичные.
Евгений ДЕВЯТЬЯРОВ
Вся пресса за 19 сентября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Конкурсы, Страхование ответственности, Страхование от терроризма и диверсий
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
13 способов, которыми ИИ продвигает маркетинг страхования
|
|
РИА56, Оренбург, 20 января 2025 г.
Оренбургские водители могут дистанционно запросить выплаты по ОСАГО при любых ДТП
|
|
Главбух, 20 января 2025 г.
С 27 января изменятся ставки по ОСАГО
|
|
Курсив, Ташкент, 20 января 2025 г.
В Узбекистане внедряют рейтинг страховых компаний
|
|
Московская газета, 20 января 2025 г.
Аграрии не ждут милости от природы
|
|
Справедливая Россия, 20 января 2025 г.
СРЗП требует от Центробанка встать на защиту населения в вопросах ОСАГО
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Пострадавшим при падении подъемника в клинике могут выплатить страховку
|
|
Live24.ru, 20 января 2025 г.
Онлайн-заявления по ОСАГО: новый формат для ярославских автовладельцев
|
|
Интерфакс, 20 января 2025 г.
В законе об ОСАГО предложено повысить лимиты выплат на 30% без корректировки тарифов
|
|
Банковское обозрение, 20 января 2025 г.
Страховщики в 2024 году стали отраслью с наименьшим числом чат-ботов
|
|
РИА Дагестан, 20 января 2025 г.
Автострахование в Дагестане подорожает с конца января 2025 года
|
|
Курган и курганцы, 20 января 2025 г.
Зауральцы стали чаще проходить диспансеризацию
|
|
СенатИнформ, 20 января 2025 г.
В СФ обещают новые привилегии для российских и белорусских туристов в РФ и РБ
|
|
Вслух.ру, Тюмень, 20 января 2025 г.
В Тюмени могут подешеветь полисы ОСАГО
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 20 января 2025 г.
Ставки сделаны. Полис ОСАГО станет дороже для «убыточных» автомобилей
|
|
Южный Федеральный, 20 января 2025 г.
Эксперт Мигаль прокомментировала новую инициативу для страховщиков по ОСАГО
|
|
korins.ru, 20 января 2025 г.
Глава НСИС Николай Галушин обозначил взаимосвязь между расширением лимитов ОСАГО и его ценой
|
 Остальные материалы за 20 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|